Время «Луны» и не только

«Лунная пыль прилипала к ботинкам человека. Сегодня в 7ч. 31 мин. Советский космонавт впервые вступил на поверхность Луны….» - это слова  заранее подготовленного текста сообщения ТАСС. Шел 1966г. Несколькими годами ранее, после первых успешных космических полетов Советских космических кораблей «Главный» он же Королев С.П. начал усиленно обрабатывать Хрущева Н.С. лететь на Луну. Последний не хотел тратить деньги на лунную программу, но узнав, что США начали работать по этой тематике, проникся  амбициозным проектом, что даже после своей отставки и после высадке Американских астронавтов, сказал – «Луну не отдавать!»

Лунные программы США и СССР начались почти одновременно. 03.06.64г. в СССР утвержден план лунной программы: - облет Луны – 1967г, посадка и возврат – сентябрь 1968г. Работы распределили так: - Лунный корабль «Л1» делает Королев, ракету носитель делает Челомей. Его ракета – «Протон-У500» должна была, заодно, поднимать будущую 150 мегатонную бомбу. В те времена подобная будущая бомба могла быть очень тяжелой.  Проектная стоимость ракеты показалась Хрущеву чрезмерно большой, и борьба за ракету началась с новой силой. Дрались Королев и Челомей. Последний, математик от природы, высказывался о Королеве так: - «Какой он академик? Он даже знак интеграла рисует неверно».

В те времена главной опорой Королева был Хрущев. С его уходом Хрущева от власти «сила» Королева сначала немного угасла, но с приходом к власти нового военного министра – Устинова,  ненавидевшего Челомея за слишком высокие требования к интеллекту, все вернулось на исходные позиции. Устинов настолько люто ненавидел Челомея, что, узнав о смерти последнего за несколько дней до своей смерти,  был неописуемо рад. Итак:  верх взял Королев.

Главные расхождения Королева и Челомея крутились вокруг используемого топлива и окислителя. У Челомея был двигатель на гидразине с тягой 600 тонн.  Для ракеты со стартовой массой 3000 тонн достаточно 6-7 двигателей. Но при участии Устинова победил Королев и начал разработку своей ракеты на менее мощных водородных двигателях. Их требовалось для первой ступени ракеты чуть более 30 штук. Размеры ракеты были внушительными – диаметр первой ступени 17 м, высота ракеты – 104 м. Челомей, посмотрев на ракету  Н1, сказал просто – не полетит. Специалисты СССР эту ступень прозвали «двигательной могилой». Двигатели на водороде не могли поворачиваться и для компенсации асимметрии тяги, в случае отказа одного двигателя, надо было выключать еще один двигатель с другой стороны ракеты. Такой уж получилась ракета Н1.  Из 6-и запусков только один был полу-успешным. Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И. несколько раз приезжал смотреть на очередную ракету Н1. Объясняя неудачу предыдущего запуска, его подталкивали к очевидному решению – отказу от ракеты Н1, но он этого решения не принимал. Также не было и Королева, могущего настоять на этом.

Одновременно велись работы по отработке процесса полета к Луне. В конце концов, было решено лететь к Луне на состыкованном поезде. Для чего, запустили «Союз-1», он должен был состыковаться с другим кораблем, и космонавты через открытый космос должны были перейти в него.  Для отработки связи при облете Луны запустили «Зонд-1». Американские специалисты были очень возбуждены, когда услышали русскую речь, доносящуюся со стороны Луны. А все было проще, весь «разговор» только ретранслировался аппаратом  «Зонд-1». Совершенно непонятно зачем при следующем полете вокруг Луны на аппарате «Зонд-5» были обитатели – черепахи.

13 ноября 1968 США официально объявили даты полета на Луну с возвратом. И вот после этого в умах космонавтов СССР началось что-то непонятное. Четыре лунных экипажа  космонавтов: Леонов – Макаров, Попович – Севастьянов, Быковский – Рукавишников, Добровольский - Гречко направила в ЦК КПСС письмо с требование отправить их на Луну немедленно, так как в наличии осталась одна единственная ракета Н1. К этому времени Королева уже не было и новый «Главный» - Мишин не сумел обеспечить прежних темпов подготовки полета. На Луну предполагался выход только одного (второго по списку) космонавта. Выход на Луну в одиночку это очень сложная задача в психологическом плане, но Советские космонавты были морально готовы лететь на Луну даже без возврата. Леонов по TV говорил, что Луну мы просто проспали (с небольшой паузой после  «просто прос…»).

Американский «Apollo-8» полетел с людьми по расписанию и облетел Луну. А вскоре первым человеком на Луне стал  N. Armstrong. Говорят, что  Мишин не верил в  реальность полета американцев.

Советская программа Луны окончилась словами ТАСС: - «мы ценим жизнь космонавтов и поэтому мы переключаемся на работы по орбитальной станции».

Орбитальную станцию делали независимо и Королев и Челомей. Королев всегда был одержим манией первопроходца, Челомей же все старался делать обстоятельно с видом на будущее. Поэтому все разработки после успеха Королевым бросались, если они не обещали нового успеха. Стараясь как-то отодвинуть конкурента, Королев насколько раз предлагал Челомею разделить сферы деятельности. Появилась в народе крылатая фраза – Королев будет работать на ТАСС, а Челомей на унитаз (чисто военная программа).

Однако в дело конкурентной борьбы Королева и Челомея вмешались политики – сильные мира сего и это был их звездный час. Сколь сильно было влияние министра обороны Устинова видно из следующего.

 Челомей спроектировал чисто военную космическую станцию «Алмаз». За два месяца до своей смерти Устинов принимает волевое решение – передать чертежи «Салюта» и производственные корпуса Королеву. Повод весьма прозаичный: у Челомея слишком много проколов со сроками. Эту передачу космонавт Феоктистов назвал космическим пиратством.

 Станцию «Алмаз» под названием «Салют-3» все-таки запустили. На станции был фотоаппарат с диаметром объектива 2м и фокусным расстоянием  6м. На снимках не были видны номера автомашин, но автомашины были узнаваемы. Фотопленка проявлялась на борту сухим способом и спускалась на Землю многоразовой спускаемой капсулой с механизмом самоликвидации. Кроме того, на станции была установлена и опробована пушка с боекомплектом в 32 снаряда с шариками (ошибочное решение), а сама станция имела двигатели изменения орбиты для  борьбы с вражескими спутниками. Смену военного экипажа их 3-х человек предполагалось осуществлять многоразовым космическим челноком (прототипом «Бурана»). Но последний не суждено было создать Челомею, он  умер. О качестве разработки «Алмаза» космонавт Попович высказался так, – «я ничего подобного по  продуманности не видел».

Пропев дифирамбы Челомею, я должен сказать, что и у него были запуски с неработающей аппаратурой под видом работающей. Знаю не понаслышке, но в этом была вина субподрядчика (фамилию могу назвать,  Главный конструктор субсистемы уже умер).

 

Мою трактовку роли личности смотри в «Звездные часы человечества».

Сайт управляется системой uCoz